Полупрофессиональные постановки – вещь опаснее гранаты с выдернутой чекой: в случае неудачи они падают в болото зловонного позора любительщины, зато при правильном приготовлении берут за душу посильнее иных профессиональных творений. К счастью, мюзикл «Финрод-Зонг», поставленный силами творческого коллектива «Тампль», для меня однозначно относится ко второй группе.
Первый успех рок-ордена был связан со спектаклем «Тампль», рассказывающем о последних днях жизни великого магистра «храмовников» Жака де Моле. Мюзикл получился вполне добротный и полюбился заинтересованной публике (особенно медиевистам и полумедиевистам женского пола). После этого объединение отошло от исторической тематики и взялось за тематику фэнтезийную – из цикла баллад Лоры Бочаровой и Лины Воробьевой (лидеры «Тампля», поэтессы, истязательницы гитары и обладательницы шикарных голосов) родилась рок-опера по мотивам толкиновского «Сильмариллиона».
Сюжет «Финрод-Зонга» взят из, наверное, самой знаменитой части легендариума Средиземья – «Сказания о Берене и Лютиэн». Ну, дальше вы мне и сами можете рассказать суть. Берен любит Лютиэн, но папа Тингол недоволен и придумывает дурацкое задание – принести ему камень Сильмарилл. И закрутилось…
Раз это драма, скажете вы, то должен быть конфликт. И он здесь есть, да не один, а целых три. Первый – это личный конфликт Берена и Тингола. Любовь смертного против гордыни и алчности короля эльфов – это внушает. Второй конфликт – Берен, Финрод и Лютиэн против сыновей Феанора, вконец оборзевших от тоски по утраченным Сильмариллам. Своего пика это противостояние достигает в композиции «Ненависть», когда Феаноринги понимают, что не смогут исполнить древнюю клятву и вернуть камни:

Финрод, отныне ты наш заклятый враг,
Будь же ты проклят, стоя у Черных Врат,
Проклят за то, что слово держал сильнее нас,
Сильнее нас.
Крепче и крепче в сердце холодном – ненависть!
Ненависть!

И третий, самый мощный конфликт – столкновение положительных героев с силами Тьмы. Интересный факт: в мюзикле отсутствует главный антагонист «Сильмариллиона» - Мелкор, из чьего венца, собственно, и требуется извлечь драгоценность. Первый Владыка Тьмы фигурирует лишь в ариях и дуэтах основных героев:

Я хочу любовь защитить свою,
Я хочу исполнить чужую волю,
Я готов сразиться в любом бою
С Господином Тьмы, Властелином Боли!
Собери отряд, чтобы мне помочь,
Я пойду к Врагу, что сидит на троне
В каменной пустыне, где правит ночь.
Вырву Сильмарилл из его короны!
(Берен)

Итак, Мелкора у нас нет, но есть…да, это он! Саурон в окружении верных слуг, следящий за границами Тьмы из своей крепости Тол-ин-Гаурхот. Хотя у Гортхаура нет в опере сольного выступления (даже первый его музыкальный номер «Слуги Саурона» является не арией, а хоровой композицией), его партия – пожалуй, мощнейшая из всех. Во многом это, конечно, заслуга исполнителя Никиты Коледина и его прекрасно поставленного баритона.
Но главное для нас - само переложение фэнтезийной саги на музыку. И здесь… постараюсь обойтись без лишних восторгов, но здесь действительно все хорошо (особенно если вы слушаете студийную запись). Музыка проста, но выразительна, эмоциональна. Темы персонажей текут, гремят, сталкиваются, отражаются, переплетаются. Голоса исполнителей намертво прилипают к характерам и ровно, без единой складки, ложатся на стихи - от печального тенора (или это было сопрано?) Финрода:

По зову памяти былой
О днях до солнца и луны
Я подымаю голос свой,
Чтоб силы сделались равны!
Сделались равны…

- до неспешных арий Лютиэн:

Я уважаю древнюю вашу кровь,
Род ваш высокий будет порукой мне.
Мне укажите путь до седых снегов,
Мне укажите путь к ледяной стране!

- и бравурных, рокочущих пассажей Саурона:

Много ль надо храбрости, чтоб встретить смертный час?
С каждым из соратников умрет он много раз.
Будет каждой смерти он свидетель и вина –
Такова для дерзости достойная цена!

Наиболее полно музыкальная составляющая «Финрод-Зонга» раскрывается в двух Песнях Могущества – поединке Финрода с Сауроном, а затем – Лютиэн с ним же. Здесь музыка уже становится частью сюжета. В первой схватке вся сила музыкального сопровождения – на стороне Саурона, его тема уверенно одолевает слабые и громоздкие куплеты Финрода. Тем изящнее при всей простоте звучит сцена, где с могущественным врагом бьется уже Лютиэн. Саурон произносит те же слова, что и в поединке с Финродом, бросает в лицо эльфам те же обвинения, произносит ту же проповедь силы, гордости и властолюбия. Но на этот раз речи его звучат неуверенно, мелодия слабеет от куплета к куплету. Безыскусные сентенции Лютиэн о силе любви набирают силу, и в конце чародей замолкает, уступая ее финальному дуэту с Береном.
Подводя итог: «Финрод-Зонг» - постановка потрясающего уровня, учитывая, что ставилась она не профессионалами. Рекомендуется к прослушиванию любителям Толкина, рок-музыки и просто приятных для сердца вещей, которых в Арде Искаженной найдется не так уж много.